Учителям

Методическое  пособие для работников образовательных организаций
по внедрению технологий электронного обучения с использованием электронных форм учебников
«ЭФУ на уроках биологии»

Целями использования электронных форм учебников в образовательном процессе могут служить: экономия времени педагога и повышение мотивации обучающихся к изучению предмета. Электронный учебник имеет ряд  преимуществ по сравнению с его бумажным аналогом.
- наглядность (этот важный принцип обучения реализуется при демонстрации иллюстраций, проведении лабораторных работ, интерактивном моделировании изучаемых процессов);
- мультимедийность (учебный материал подается комплексно, например, термин можно прочитать и послушать, как он произносится);
-  интерактивность (тренировочные тестовые задания с моментальной обратной связью);
-  удобная навигация;
-  возможность регулировать размер шрифта и иллюстраций;
-  возможность создавать заметки, делать закладки.
 - портфель ученика становится значительно легче,  поскольку все нужные учебники помещаются в одном планшете.
Что представляет собой электронная форма учебника? Это учебник в цифровом формате, дополненный материалами, предназначенными для работы с информацией и организации учебной деятельности. Интерфейс электронного учебника прост и понятен в использовании. Внизу каждой страницы находится панель инструментов, с помощью которой можно осуществлять навигацию, настраивать режим просмотра, оставлять комментарии и осуществлять поиск.
Оборудование и инструментарий.
 При решении вопросов технического оснащения следует рассматривать мобильные устройства (носители электронного учебника), которые на сегодняшний день являются наиболее перспективными для воспроизведения электронного учебника. К ним относятся устройства, которые должны иметь разъем для USB/SD.
Биология – один из наиболее благодатных предметов для использования электронных образовательных ресурсов в целом. Содержание предмета увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение.
Как можно использовать электронную форму учебника на уроке биологии?
·         Демонстрационный режим;
·         Перевёрнутый класс;
·         Индивидуальная работа (один ученик - одно устройство);
·         Работа в группах (со сменой рабочих зон и без смены рабочих зон);
·         Работа в парах.
Если в распоряжении у педагога нет компьютерного или мобильного класса, то самой простой моделью использования ЭФУ и одновременно первым шагом к освоению технологий смешанного обучения является демонстрационный режим. Электронные форма учебника используются только на компьютере учителя, и выводится  через проектор на экран для общего просмотра. Модель использования ЭФУ, когда он есть только у учителя, является самой распространенной и доступной в школе. В этом случае электронные образовательные ресурсы, которые содержатся в ЭФУ используются прежде всего, для фронтальной работы. Например, в начале урока  на этапе мотивации обучающихся можно продемонстрировать анимационный ролик или виовидеофрагмент. Можно также организовать индивидуальную или групповую работу по инструктивной карте, которую заранее составляет учитель и выдаёт учащимся. Например, в инструкции могут быть вопросы для обсуждения в группе после просмотра анимации или видеофрагмента.
Индивидуальная работа идеальный вариант использования электронной формы учебника, когда у школьника есть свой собственный планшетный компьютер. В электронной форме учебника присутствуют различные тренажёры, которые служат для самоконтроля, могут использоваться на этапе первичного закрепления или для актуализации знаний. Это задания закрытого типа, когда обучающимся нужно выбрать ответы из предложенных, задания на установление соответствия, задание-сортировка, когда  нужно распределить элементы по группам. В ЭФУ  оценивание, как правило, не производится, школьнику  лишь выдаётся сообщение о результатах выполнения интерактивного задания в баллах. При самостоятельной работе учащийся имеет возможность корректировать качество освоения  материала, добиваясь верного решения. Если работа носит тренировочный характер, учащийся может обратиться к теоретическому материалу учебника, выполнить задание ещё раз. Учитель же может проводить оценивание, тогда тренировочные задания играют роль контрольных.
Использование на уроке работы в группе «со сменой рабочих зон» является наиболее целесообразным в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Например, при проведении лабораторной работы или для организации проектной работы на уроке. Работа в одной или нескольких зонах должна быть обязательно основана на использовании электронной формы учебника. Например, при изучении темы "Химический состав клетки" можно организовать работу по инструктивной карте, в которой обозначить зоны работы с ЭФУ (т.к. параграфе есть слайд-шоу, интерактивные объекты), а также зоны, где школьники будут выполнять опыты по обнаружению органических веществ в клетках растений.
Интерактивность и насыщенность ЭФУ мультимедийными и интерактивными объектами даёт возможность эффективно применить педагогические технологии смешанного обучения в традиционной классноурочной системе. Одна из них — это технология «перевёрнутый класс», когда теоретическая часть изучается дома, а в школе с учителем подробно прорабатываются задания и упражнения. Это приводит к возрастанию ответственности самого учащегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизации, управления временными ресурсами). Самостоятельно работая с материалами ЭФУ, т. е. с информацией, представленной в различных формах: текстовой, графической, аудио, видео,  - учащийся всегда может проверить правильность приобретённых знаний с помощью интерактивных модулей. Например, в 5 классе параграф "Устройство увеличительных приборов" можно предложить школьникам изучить самостоятельно (дома). Благодаря инструментам ЭФУ школьники не просто читают дома параграф, а работают с ним: делают заметки - выделяя ключевые слова (тубус, окуляр, объектив и тд.), наличие мультимедийных объектов позволяет провести самооценку, выявить пробелы в знаниях. Уже дома школьники изучают особенности выполнения практических работ, а значит, на уроке будет больше времени на их выполнение. 
Таким образом, при построении учебного процесса с использованием электронной формы учебника могут быть следующие направления:
источник нового знания: индивидуальная работа с содержанием на индивидуальных устройствах; групповая работа (со сменой рабочих зон и без смены рабочих зон), фронтальная работа с использованием проекционного оборудования.
источник дополнительной информации визуализация сложных процессов и явлений для расширения и углубления знаний, индивидуальная работа или работа с малыми группами по индивидуальным маршрутам.
база мультимедийных объектов: использование мультимедийных компонентов для конструирования урока, ресурс для выполнения различных учебных заданий, в том числе творческого характера
база средств проверки и контроля знаний.
база для составления индивидуальных комплектов тренировочных и контрольных заданий для проверки, отработки, контроля знаний, корректировки индивидуальных маршрутов.
средства освоения основных приёмов работы с информацией и информационного поиска: освоение учащимися способов поиска, сохранения, преобразования информации, настройки учебников под индивидуальные особенности с помощью инструментов создания заметок и закладок
Запланированные результаты.
Таким образом, использование учителем электронной формы учебника на уроке сделает урок более динамичным, даст возможность разнообразить формы и методы работы в течение одного урока, обеспечит насыщенность урока содержанием и повышение мотивации учащихся. А также, позволит экономить время при подготовке учителя к урокам благодаря наличию электронных образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника. Учителю в большинстве случаев при подготовке к уроку не потребуется самостоятельно выполнять подбор наглядного иллюстративного материала к уроку. Используя электронную форму учебника, учитель сможет реализовать системно - деятельностный подход, так как тема учебного будет предмета раскрывается через активную, самостоятельную деятельность обучающихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий